«Всем рекомендую при любой возможности окунуться в холодную речку».
Всего за полгода каждый человек может настолько подружиться с водой, чтобы с пользой для здоровье и иммунитета плавать по полчаса (!) в ледяной воде. В этом уверен профессиональный путешественник, создатель методики оздоровления и активного долголетия Голтис.
— Голтис, нам очень хочется услышать твое мнение о моржевании. Как ты начал купаться в проруби, обливаться ледяной водой? Когда это все началось?
— Это началось, когда мне было примерно девять лет. Вначале это было мальчишество. Каждого ребенка интуитивно тянет к воде, особенно к холодной. Я вырос в живописном краю, где есть чистая горная речка. Мы, мальчишки, продолжали купаться после того, как все нормальные люди уже теряли интерес к купанию в прохладное время года. Иногда зимой, играя в хоккей на тонком льду, мы проваливались под него. Благо, речка горная, мелкая — воды по пояс, максимум по грудь. Но мы азартные были. Провалился — ну и что — разделся, одежду выкрутил, пар с тебя идет, а ты оделся и дальше играешь, катаешься между пробоинами во льду. Такой экстрим получался. И никто из ребят не болел.
А где-то уже с пятнадцати лет купание в холодной воде перешло в систему. Каждое утро после пробуждения моя тренировочная программа начиналась с окунания в речку в любое время года. Я окунался и, когда начинало уже кости ломить, выскакивал. Потом стал замечать, что во время окунания остаюсь в воде все дольше. Тогда я понял, что в этом процессе есть три фазы.
Первая фаза — это когда заскакиваешь в воду, а тебе холодно и страшно. Всегда страшно зайти в воду какому-то существу в тебе, которое не хочет, чтобы человек был здоровый, закалялся. Но сердце и душа в это же время стремятся к соприкосновению с холодной водой, ждут ощущения радостного экстрима. Потом наступает вторая фаза, когда тебе становится тепло и даже жарко. Ты сидишь в ледяной воде и чувствуешь, что вообще не холодно. Причем летом я больше мерз в воде с температурой +22…+24С, чем зимой.
Когда мне было двадцать лет, я провел такой эксперимент — мы с другом купались круглый год. В начале зимы, когда температура воды была +2…+4С, мы довели вторую фазу пребывания в воде до 15 минут, а в феврале уже до 40 минут. Мы бегали купаться в час ночи. Ледяная вода, заряженная лунным светом и светом звезд, такие откровения нам давала — это было просто чудо! В тех местах, где речка не замерзала — на порогах, мы заходили по грудь в воду и плыли против течения. Получалось, что мы оставались на одном месте. Это ни с чем не сравнимые ощущения! Была бы возможность круглый год так заниматься, я был бы рад, правда, очень много килокалорий сжигается. И еще мы заметили, что у нас выросло КПД во всех отношениях — в отношении мышечной деятельности, выносливости, увеличились коронарные резервы сердца.
— И сколько времени прошло с начала эксперимента до момента значительного повышения КПД?
— Мы начали осенью каждый день бегать и купаться, ни одной тренировки не пропустили, а в феврале уже был пик подъема. Еще был один интересный факт, который заметили все: у нас потемнела кожа — стала бронзового оттенка. Вот такой феномен.
Но вернемся к трем фазам окунания. Третья фаза — когда кровь от кожи приливает к внутренним органам, тогда надо выходить. Потому что если задержать третью фазу, то будет переохлаждение. Нужно выходить из воды, пока красный как рак — это признак того, что длится вторая фаза.
— А как возникла идея экстремального плавания подо льдом, которое вы демонстрировали с командой «Эквитес»?
— Благодаря опыту плавания в ледяной воде мы с командой «Эквитес» придумали «первый шаг» из «десяти шагов к Африке» — проплыть подо льдом. Мы заявили, что проплывем так сорок метров. Прыгаешь в одну лунку и выныриваешь в другой через 40 метров, притом ночью.
— Ого! А почему ночью?
— Я расскажу. Мы начали готовиться. И у Саши Комарова, и у Кости уже был опыт купания в холодной воде по той системе, которую мы с Джамесом разработали в 1982 году. Причем, это даже не моржевание, потому что моржевание допускается три раза в неделю, и это простое кратковременное окунание, которое может быть не доведено до второй фазы. Но в этой системе, как было показано, самое ценное — довести до второй фазы и держать ее.
Была глубокая холодная осень. Льдом водоемы еще не покрылись, но вода была +8…+10С. Мы пришли в Гидропарк на Днепре искупаться. Смотрим — моржи купаются. Мы разделись — все спортивные ребята — запрыгнули в воду, но тут же выскочили, буквально через три секунды. Мы были в ужасе: в воде холодно, а вышли на берег — ветер! Но нам же через полтора месяца нужно плыть подо льдом! Тут мы поняли, какую бредовую идею заявили, но отступать было некуда.
На следующий день мы снова пришли и заставили себя сидеть в воде хотя бы 30 секунд. А «моржи» посматривают на нас и хихикают. Сначала я засекал время Костику и Саше, а они сидели в воде, потом менялись. Кажется — ерунда, но когда сидишь в воде, время так растягивается, и никак не верится, что еще не прошло 30 секунд. Сначала ребята возмущались, думали, что я над ними издеваюсь и заставляю сидеть в воде дольше. А когда они мне засекали время, я точно был уверен, что теперь они прикалываются. Но никто не обманывал — время страшно долго тянулось.
Позже, когда время пребывания в воде мы уже довели до одной минуты, наступила вторая фаза — тебе уже классно, а надо выходить. Это на начальном этапе. Через месяц мы уже ныряли и плавали под водой с задержкой дыхания и считали гребки. Вначале делали по 10 гребков — и череп не выдерживал, потом 15−20, постепенно дошли до 50 гребков.
Когда мы через месяц снова пришли в Гидропарк, льдом были покрыты уже огромные площади. Я остался на берегу с секундомером, а Саша с Костей разделись, зашли в воду, нырнули и ушли под льдину. «Моржи» перепугались, подумали, что ребята утонули. Но я их успокоил, сказал, что ребята ушли под льдину и скоро вынырнут. Так и произошло. После этого местные «моржи» уже не смеялись.
Был период, когда мы уехали в Москву, а пропускать тренировки нельзя ни дня, потому что один день пропуска — минус 3−4 предыдущих дня занятий. Если работаешь по этой системе, то нужно тренироваться ежедневно — вторую фазу выдерживать. Поэтому в Москве тоже надо было «моржевать». Мы пришли на Москву-реку, смотрим, а там лед полуметровый, наверное. Мы долбили его, долбили — ну никак. И никого из «моржей» вокруг нет. Мы разделись и закопали себя в снег. Лежали там, лежали, но все равно эффект не тот, нет такой плотности контакта, как в воде. Тогда пришли домой, набрали полную ванную ледяной воды и по очереди там лежали. Но в ледяной ванне лежать очень неприятно — хочется двигаться. Я оказался хитрее всех, пошел последний, когда ребята уже нагрели воду своими телами. J
А когда подошло время акции, изменилась погода: было потепление и все растаяло — льда не было. Все журналисты были предупреждены, презентация «Эквитес» уже состоялась. Что же теперь делать, отменять акцию? Но мы знали: лед будет. Мы верили, что природа, которая покровительствовала нам всегда, не подведет. И как задумали, так и произошло — ударил мороз.
А теперь о том, почему мы начали нырять ночью. Первая тренировка была днем. Мы вырезали лунки, натянули красную веревку, чтобы видно было, куда плыть. Я прыгаю первый, расстояние до первой лунки где-то 15−20 метров, а я смотрю — веревки не видно. Лунка большая — 2×2 м, я прикинул, что до нее несколько гребков нужно сделать, чтобы вынырнуть. Хорошо, что были аквалангисты, контролировали нас, потому что лунки из-под воды не видно совсем, а нырять надо. И тогда мы решили, что нужно нырять ночью и плыть на свет видеокамеры. Так и сделали, и все нормально проплыли.
— Сейчас в твоей тренировочной системе ты используешь моржевание?
— Сейчас, если есть возможность, то я окунаюсь, если нет возможности, то просто обливаюсь холодной водой или принимаю холодный душ. Когда мы зимой уходим в горы, не упустим возможности поваляться в снегу. Еще здорово — банька и холодная вода. Я всем рекомендую при любой возможности окунуться в холодную речку. Хотя бы раз в день просто окунуться и выскочить. Все знают, что это очень полезно.
— А в чем польза, что при этом происходит в организме?
— Происходит колоссальное сжигание негативной энергии. Повышается вибрационный уровень клетки за счет положительного стресса, и организм мобилизирует в себе силы, чтобы подстроиться к внешней стихии, к такому роду деятельности. Следовательно, усиливается иммунитет, что важно в любом возрасте, и особенно, в детском. Поэтому я бы рекомендовал всем матерям закалять детей. Для начала хотя бы обтирать ребенка прохладной водой, потом обливать, постепенно снижая температуру воды и доводя до ледяной.
Вообще-то, совсем не обязательно долго купаться в холодной воде. Даже при кратковременном окунании очищаются вихревые потоки. Если меридианные зоны, энергетические центры забиты сущностями, которые питаются энергией страдания людей, то за счет повышения вибрационного уровня клетки они отслаиваются, изгоняются. Таким образом, прекрасно лечится депрессия.
— Можешь ли ты назвать какие-то правила взаимоотношений с ледяной водой? Ты уже сказал о трех фазах, есть ли еще какие-то правила или инструкции?
— Если ты настроился окунуться, то ни в коем случае не надо заходить в воду медленно. Если ты долго думал, пока стоял, ноги уже замерзли. Нужно прыгать в воду сразу, тогда получается мощный физиологический стресс, он проходит сразу по всей системе, очищает все центры. Если мешкать, то произойдет энергетический сбой, и не будет нужного эффекта. Если решил — надо сразу. Если водоем вначале мелкий, нужно просто очень быстро пробежаться и упасть в воду. Для этого достаточно воды по колено.
Окунаться надо обязательно с головой. Это связано с энергетикой. Тогда включается полный энергетический цикл. Представь себе, что ты окунаешься по шею, а та негативная энергия, которая содержится в голове — в мыслях, в тысячелепестковом лотосе или в третьем глазе — не разряжена, поэтому не сжигается весь негатив. Если ты голову не окунаешь, то нет завершенной энергетической цепи. Это все равно, что взять меч, разогреть его, чтобы закалить, а ты берешь и закаливаешь его только до половины. Тогда остальная часть будет слабой.
Вовсе не обязательно вводить моржевание в систему. Можно использовать окунание периодически, когда есть такая возможность. К примеру, катаешься на лыжах и видишь горный источник — раздеваешься и ныряешь туда. Не надо бояться, что ты мокрый, разогретый, простудишься. Простуда всегда связана с длительным переохлаждением, а мощный физиологический стресс только на пользу.
— Ты говорил, что тебя тянуло в холодную воду с детства, но все-таки на речку больше тянет летом.
— Да, но мальчишек тянет в любое время года. Это общение с природой. А как можно зимой прекратить общаться с природой? Речка — это живая стихия, живое существо. Она всегда зовет человека очиститься, сжечь негатив и взять чистую, светлую энергию. А какая сила у водопадов! Все водопады в Карпатах ледяные. К водопадам приходят все: и взрослые, и дети, раздеваются — и под эту холодную воду! Нужно иметь открытое сердце для природы. В такие моменты, когда ты открываешься для природы, природа тебе дает свою энергию.
А боязнь воды вселяют нам сущности, которые говорят: это холодно, ты простудишься. Наоборот, холодной водой лечатся многие заболевания. Благодаря физиологическому стрессу, мощному психо-эмоциональному состоянию, за счет повышения иммунитета и активизации турбулентности, активизации ферментативно-гормональных центров и поверхностных слоев, за счет разжигания внутреннего огня идет мощное исцеление. Многие люди, которые открылись этой информации, исцелились благодаря окунанию.
Интервью Голтиса, опубликованное в весеннем номере журнала YOГА (№5, 2006)
Хотите попробовать методику Голтиса на себе? Подписывайтесь на бесплатный мини-курс и начните заниматься уже сегодня.
Курс разъясняет основы методики и дает короткую программу тренировок из 5 упражнений. Эффект от тренировок вы почувствуете уже через неделю.
Однажды попробовав, вы уже ни с чем не спутаете упражнения "по-Голтису".
please authorize